Р а д и о д е в и а ц и я и ее д о к о м п е н с и р о в а н и е

Радиодевиацией называется угол между направлением, изме­ренным радиокомпасом, и действительным направлением на пелен­гуемую радиостанцию. Радиодевиация возникает вследствие иска­жения направления приходящей электромагнитной волны вторич­ным полем вертолета.

Приводная радиостанция излучает радиоволны, которые воз­буждают в металлической поверхности вертолета токи высокой частоты. В результате этого металлическая поверхность вертолета сама начинает излучать вторичные радиоволны той же частоты, что и радиостанция, на которую настроен радиокомпас.

Если бы вторичное поле в точке пеленгования радиостанции отсутствовало, то рамка радиокомпаса установилась бы плос­костью витков в перпендикулярном направлении к приходящей от радиостанции электромагнитной волне. Направление нулевого при­ема рамки, которое указывается стрелкой АРК, совпало бы с нап­равлением на работающую радиостанцию.

В действительности рамка находится под влиянием электромаг­нитного поля радиостанции и вторичного поля вертолета, созда­ваемого в основном фюзеляжем. Вторичное электромагнитное по­ле вертолета можно представить как поле, состоящее из продоль­ной и поперечной составляющих. Причем эти составляющие не одинаковы в направлении продольной и поперечной оси фюзеля­жа. Известно, что составляющая в направлении поперечной оси вертолета в несколько раз больше, чем вдоль оси. Вследствие неравенства составляющих вторичное поле в большинстве слу­чаев не совпадает по направлению с полем радиостанции. Следо­вательно, при сложении этих двух полей направление суммарного поля не совпадает с направлением прихода радиоволн от радио­станции, а повернуто по отношению к нему на некоторый угол Ар. Очевидно, что рамка радиокомпаса при этом установится в на­правлении нулевого приема (вместе с ней и стрелка АРК) и по­кажет какое-то новое направление на работающую ПРС, отлича­ющееся от действительного на величину радиодевиации Др.

Радиодевиация имеет четвертной характер. Максимальным значениям радиодевиации соответствуют курсовые углы радиостан­ции 45, 135, 225 и 315°. При курсовых углах 0, 90, 180 и 270° ра­диодевиация равна нулю.

Величина радиодевиации зависит от типа вертолета и места установки рамки АРК и достигает 15—25°.

В АРК-15 и АРК-19 четвертная составляющая радиодевиации компенсируется схемой электрической компенсации, в АРК-9 — ме­ханическим компенсатором.

Механический компенсатор (рис. 7-1.1) имеет 24 регулировоч­ных винта, расположенных против делений неподвижной азиму­тальной шкалы, оцифрованных через 15°. Сверху этой шкалы вра­щается рамка АРК с прозрачным диском, на котором нанесена красным цветом шкала поправок с делениями вправо и влево от нуля до 25° (АРК-9). По шкале поправок перемещается белая стрелка — указатель радиодсвиации, связанная с осью сельсин — датчика АРК.

Действие механического компенсатора радиодевиации заклю­чается в том, что он, связанный с осью рамки АРК-9 (с осью иска­теля гониометра в АРК-15 и АРК-19), заставляет стрелку курсовых углов через следящую систему поворачиваться не только на угол поворота рамки, но и дополнительно на угол радиодевиации. В результате стрелка радиокомпаса покажет на указателе значе­ние КУР.

Компенсирование радиодевиации производится вращением ре­гулировочного винта, расположенного строго против нуля шкалы поправок, установленного на значение ОРК, на котором компенси­руется радиодевиация. Стрелка — указатель радиодевиации при этом устанавливается по подвижной шкале на величину скомпен­сированной радиодевиации, а по неподвижной шкале указывает КУР.

Радиодевиация определяется и устраняется при выполнении радиодевиационных работ, выполняемых, как правило, на авиаци­онных заводах. Но они могут выполняться и в частях при замене»

АРК.

Р а д и о д е в и а ц и я и ее д о к о м п е н с и р о в а н и е

Рис. 7.11. Способ компенсирования радиодевиации механическим компенса­тором

При радиодевиационных работах определяются установочная ошибка и радиодевиация. Установочная ошибка устраняется дово — ротом рамки, а радиодевиация докомпенсируется или списывается (заносится в график).

Определение радиодевиации осуществляется пеленгацией ра­диостанций, удаленных от вертолета на 50—150 км, или по види­мой ПРС аэродрома, удаленной не менее трех ее длин волн.

Перед выполнением радиодевиационных работ выбираются две — три наземные радиостанции, работающие в диапазоне средних волн (310—640 кГц). Точки расположения радиостанций и девиа — ционных площадок наносятся на карту масштаба 1 : 1 000 000 или крупнее. Транспортиром измеряются истинные пеленги всех радио­станций относительно центра девиационной площадки и вычисля­ются магнитные пеленги тех же радиостанций. Из центра площад­ки определяются магнитные пеленги двух-трех удаленных ориен­тиров (МПО). Значения МИР, МПО записываются в протокол радиодевиационных работ.

Для определения и компенсации установочной ошибки вертолет с помощью девиационного пеленгатора (теодолита) устанавлива­ется на магнитный курс, равный магнитному пеленгу одной из выбранных радиостанций, при этом будет КУР=0°. Установка вертолета на МК=МПР производится путем пеленгации ориенти­ра при курсовом угле его КУО=МПО—МПР.

При пеленгации видимой ПРС аэродрома вертолет устанавли­вается так, чтобы курсовой угол антенны этой ПРС был равен нулю.

Если стрелка АРК окажется не на нуле, то рамка имеет уста­новочную ошибку, которая устраняется разворотом корпуса нап­равленной антенны при работающем АРК.

На заводах радиодевиация компенсируется по типовым графи­кам для данной модели и серии вертолета. На вертолетах с вы­ставленной ранее на компенсаторах радиодевиацией при радиоде­виационных работах определяется только остаточная радиодевиа­ция (Ар. ост) и выполняется докомпенсирование радиодевиации.

Остаточная радиодевиация определяется на 24 магнитных кур­сах, при которых курсовые углы одной из выбранных радиостан­ций будут кратными 15°. Эти курсы рассчитываются заранее по формуле МКг = МПР—КУРг и сводятся в таблицу.

Вертолет устанавливается по совмещенному указателю курсо­вой системы на рассчитанный магнитный курс. Радиодевиация определяется путем сравнения магнитных пеленгов радиостанции снятого с карты (МПР) и совмещенного указателя курса (МПРизм) :

Ар. ост = МПР—МПРизм — (7.15)

Подобным образом поступают на всех остальных расчетных курсах. Для установки вертолета на заданные курсы можно ис­пользовать КС в режиме ГПК.

При величине остаточной радиодевиации до ±3° можно одно­временно с ее определением выполнить докомпенсирование. Винт компенсатора для КУР, на который развернут вертолет, вращает­ся до тех пор, пока МПР станет равным измеренному на карте.

Если величина остаточной радиодевиации на некоторых ОРК превышает ±3°, то докомпенсирование радиодевиации выполня­ется в следующем порядке:

— определить величину выставленной ранее радиодевиации (Ар. в) на 24 КУР, для чего поворотом рамки устанавливать стрел­ку— указатель радиодевиации последовательно на значения КУР = 0, 15,30° и т. д. по неподвижной шкале, а на шкале попра­вок по положению стрелки — указателя радиодевиации отсчиты­вать и записывать в протокол радиодевиационных работ Ар. в;

— вычислять для каждого КУР общую величину радиодевиа­ции по формуле Ар. общ = Ар. в+Ар. ост;

— рассчитать значения ОРК по КУР и Д р. общ’,

— начертить график общей радиодевиации по ОРК и ДР. общ, по нему определить радиодевиацию для ОРК, кратных 15°, и запи­сать в протокол;

— докомпенсировать остаточную радиодевиацию только на тех ОРК, на которых она больше,±3°.

При докомпенсировании радиодевиации необходимо рамку ус­танавливать так, чтобы конец стрелки указателя совместился на азимутальной шкале с КУР, на котором производится докомпен — сирование. Нуль шкалы радиодевиации покажет на азимутальной шкале величину ОРК.

Вращением регулировочного винта данного ОРК (или бли­жайшего к нулю шкалы) установить стрелку — указатель радио­девиации на общую величину радиодевиации. То же самое делают на каждом ОРК, кратном 15°, доводя радиодевиацию до значения, соответствующего уточненному графику.

После докомпенсирования повторно списывается остаточная радиодевиация и по ее значениям составляется график радиоде­виации.